Путешествие единорога

Фев - 4 - 2015

Путешествие единорога

Каждая из «культурных столиц» постаралась увековечить свои достоинства в полиграфии, но Лысьва преуспела здесь больше других: руководителям программы удалось уговорить писателя Алексея Иванова написать текст для подарочного издания. Презентация книги «Дорога единорога», вышедшей в издательстве «ЛитерА», состоится 11 декабря.

Писатель Алексей Иванов — человек далеко не самый сговорчивый. Он не любит чужих проектов, занимаясь лишь тем, что сам придумал и что ему действительно интересно. При этом его невозможно прельстить деньгами — этот аргумент Иванова волнует в последнюю очередь. Лысьвенцам удалось заинтересовать Иванова тем, что город и окрестности имеют непосредственное отношение к его излюбленной теме — «горнозаводской цивилизации». Книга «Дорога единорога» (единорог — герб графов Шуваловых и символ Лысьвы) может считаться еще одним исследованием писателя в этой области. При этом Иванов, понимая законы жанра, отлично справляется с задачами презентационной книги.

Как правило, книга о городе начинается с исторического очерка, причем в строго хронологическом порядке: со дня основания. Иванов, привычно играя с законами композиции литературного произведения, начинает с… могилы Неизвестного солдата в Москве. По его наблюдению, то, что на этом памятнике изображен не штык, не граната, а каска, — символично и очень справедливо. Разговор о солдатском «защитном шлеме» приводит к производству этих самых «шлемов». А их в годы Великой Отечественной войны производил один лишь завод — лысьвенский. Иванов так и пишет: «завод Лысьва», потому что для него завод и город едины, и это тоже дань исторической справедливости.

О солдатской каске и ее производстве Иванов рассказывает долго, с отличным знанием материала и с тонким, аккуратно отмеренным, не чрезмерным пафосом. Здесь он угодил в тему: в рамках программы «Лысьва — месторождение культуры» создается не только книга о городе, но и Музей каски в Лысьве.

Впрочем, в истории Лысьвы — города и завода — немало других увлекательных сюжетов. Иванов тщательно и со вкусом рассказывает их все: история графов Шуваловых, строительство Соцгородка, создание знаменитого Саваофа и других произведений пермской деревянной скульптуры.

В книге немало очерков, которые к истории Лысьвы имеют косвенное отношение: коренное население Прикамья и пермский звериный стиль, воцарение Строгановых и их война с Демидовыми, типология горных заводов и сплав «железных караванов» по Чусовой, Родерик Импи Мерчисон и пермский геологический период… Есть очерки об окрестностях Лысьвы, в том числе о знаменитом селе Кын, которое, как наследник Лысьвы, будет претендовать на звание «Центра культуры Пермского края» в 2010 году.

Сюжеты и очерки, из которых состоит «Дорога единорога», составлены в порядке, на первый взгляд, лишенном всякой логики, в том числе хронологической. Иванов произвольно «перепрыгивает» с темы на тему, с эпохи на эпоху. Но при этом особая, авторская логика сохраняется: писатель составляет цепочку признаков города-завода Лысьвы, а в результате возникает единый, объемный, волнующий образ, наполненный смыслами.

Надо заметить, что Иванов, хоть и высказывается в последнее время о фантастике пренебрежительно, в каждой своей книге отдает своему юношескому увлечению пусть небольшую, но дань. Даже в той сфере литературы, которая называется нон-фикшн и вроде бы предполагает всякое отсутствие выдумки, многие из идей Алексея Иванова — ну совершенно ненаучные. Они, скорее, художественные и находятся в опасной близости от грани, разделяющей реальность и фантастику. Например, рассуждения о доисторическом культе медведя — это чистейшая писательская фантазия, лишь кое-где опирающаяся нанаучную реальность.

Но это не упрек. Фантастичность отнюдь не является недостатком книги Иванова о Лысьве, наоборот, это ее редкое достоинство, которое позволяет презентационное издание отнести к высокому царству художественной литературы. К тому же Иванов пишет так «вкусно», так образно, что иногда целые страницы состоят из нанизанных друг на друга метафор. Очевидно, не только Лысьва должна быть благодарна Иванову за отличную книгу, но и сам писатель благодарен городу за возможность еще раз высказать миру то, что было им открыто или сочинено о великих уральских феноменах, осмыслением которых Иванов занимается на протяжении всего своего творчества.

Автор: Юлия Баталина

Размещено в Публикации
admiralxclub.ru