Лекция «АРТ — МЕНЕДЖМЕНТ: международные театральные сети, фестивали, театральный рынок. Фандрейзинг: «доноры» и «оперативные» фонды. 5 видов культурной политики»»

Фев - 2 - 2015

Лекция «АРТ — МЕНЕДЖМЕНТ: международные театральные сети, фестивали, театральный рынок. Фандрейзинг: «доноры» и «оперативные» фонды. 5 видов культурной политики»»

Артур Гукасян, профессор Лондонского университета Метрополитан, доктор наук в области арт-менеджмента и культурной политики, проректор по международным связям Ереванского Государственного Института Театра и Кино. С 2001 он провел более 30 семинаров и трейнингов по арт-менеджменту и культурной политике в более чем 20 странах. Также Артур Гукасян – идейный вдохновитель и президент Международного фестиваля исполнительских искусств HIGH FEST (Ереван, Армения).

HIGH FEST – фестиваль прежде всего театральный, но его нежелание замыкаться на одном жанре и одном городе делают близким по духу "Белым ночам в Перми". В рамках фестиваля ежегодно организуются мастер-классы по актерскому мастерству, по танцам и другим исполнительским искусствам, которые проводят художественные руководители различных театров.

"Для Армении очень важно проведение подобных программ, так как нашим театральным деятелям, не имеющим возможности выехать за границу, выпадает шанс бесценного общения с величинами театрального мира, — отмечает Артур Гукасян. — В основе этого фестиваля заложен принцип сотрудничества". Одна из лучших идей "High Fest" – это создание вечернего клуба, где участники получают возможность пообщаться в непринужденной творческой обстановке здесь выходят на контакт не только руководители театров и фестивалей, но и практически все члены театральных коллективов.

Артур Гукасян приезжает в составе делегации Армении, чтобы заключить "Культурный альянс" с Пермью. Дни Армении открываются уже 13 июня.Как только люди начинают говорить о культуре, через 5 минут они уже говорят о деньгах…», – так однажды выразился Франц Шулер, возглавляющий Городской совет Вены. Возможность поговорить о культуре и деньгах, а точнее – о том, что такое хороший арт-менеджмент и как привлечь деньги в культурные проекты предоставилась возможность на лекциях «Арт-менеджмент: международные театральные сети, фестивали, театральный рынок. Фандрейзинг: "доноры" и "оперативные" фонды. 5 видов культурной политики». Эти лекции в «Пермском открытом университете» прочел широко известный специалист в области культурной политики Артур Гукасян.

Видеозапись лекции:

Интервью с Артуром Гукасяном "О ДЕНЬГАХ, КУЛЬТУРЕ И КОЕ-ЧЕМ ЕЩЕ"

– Артур, кроме прочих регалий, вы известны как профессиональный лектор с собственным авторским семинаром, который вы читаете на серьезных площадках и за деньги. Сегодняшняя лекция, вход на которую был бесплатным для всех желающих, во многом дублировала его тезисы. В чем же было отличие?

– Во время семинара что-то делается по-другому, так как аудитория всегда набирается из профессиональной среды, и, следовательно, точно знает, что ей нужно. В зависимости от этих пожеланий во время семинара я делаю акцент на том или ином моменте: работе с фондами, фандрейзинге, международном сотрудничестве, фестивальном маркетинге или чем-то еще. Бывали случаи, когда после моего семинара люди делали собственный большой фестиваль. А бывали – воровали мою программу и начинали читать под собственным именем!

Что касается сегодняшней встречи, то, уверен – совсем несведущий человек на такую лекцию не придет. Просто потому что ему неинтересно. Значит придет тот, кто хотя бы просто интересуется тем, что происходит в области культуры. Но все-таки публичная лекцию нужно строит по особым правилам, чтобы человек, не имеющего специального образования, услышал что-то интересное для себя.

– В чем ваша самая сильная сторона, как лектора?

– Я практик, сделавший в своей жизни очень много ошибок, а поэтому знаю, что нужно делать, чтобы их не совершать! Во-вторых, я получил хорошее образование в Лондоне, Зальцбурге, Амстердаме. Так что – вот в этом сочетании теории и практики. Особенно в своем любимом вопросе – как небольшой командой сделать громкое событие.

– А правила, которым учат на Западе, могут быть применены к России или Армении?

– Определенная база, она одна и та же в любой стране. Но от специфики не уйти, поэтому случается, что некоторые их аксиомы у нас не применимы, а то, что возможно у нас – там никогда не получится. Например, в зависимости от корпоративной структуры каждого конкретного потенциального спонсора (как структурированная компания, какой имидж, цели спонсорства) нужно по-разному подходит к вопросу, составлять проект, презентацию, выбирать стиль общения.

– В Перми вы приехали как глава армянской делегации, которая привезла на «Белые ночи» несколько интересных события. Причем очень нетрадиционных. Почему?

– Скажу сразу, что если бы не было Дней Армении, все равно приехал бы на фестиваль.
А взяли мы наиболее современные и молодые постановки, созданные людьми которые в фестивальном формате могут представить интересную продукцию.
Вот посмотрите, режиссеру нашего театра МИГР, заслуженному деятелю искусств Рубену Бабаяну – 54 года, а душой он моложе не только меня, но и многих тридцатилетних. Дело же в том, что он – открытый, гибкий, постоянно развивающийся. А именно эту неотъемлемую часть настоящего творчества мы и хотели показать.

Все события нашей программы – очень разные. Здесь и экшенпейнтинг (смешение исполнительского и визуального искусства), театр кукол и уличный театр; фильмы и армянский джаз. Но у всех создателей этих событий есть нечто общее – эти ребята готовы работать. Поэтому им доверяю – видно их развитие. Убежден, что и на этом фестивале, в ходе общения с коллегами, у них родится что-то новое.
Специально не привезли ничего традиционно армянского. Наша цель – показать нормальную сегодняшнюю Армению; молодых ребят, у которых есть свои проблемы, свои чаяния, свои надежды, свой взгляд на жизнь – может быть, ошибочный. То есть – таких же ребят, как те, что живут и здесь.

Размещено в Пермский открытый университет