Академия Современной Музыки. Post factum

Фев - 4 - 2015

Академия Современной Музыки. Post factum

Само явление Академии уникально не только для Пермского края – такая форма обучения музыкантов стала «премьерой» для всей страны.

Началось всё с города Чайковский, где «могучая кучка» молодых композиторов со всего мира на несколько дней погрузилась в атмосферу Академии Музыки. Свежие, премьерные опусы студентов Академии, репрезентированные в Пермском театре оперы и балета, дали старт «пермскому периоду» фестиваля.

Сочинения юных авторов звучали весьма убедительно, некоторые и вовсе нисколько не уступали образцам именитых мастеров современного авангарда. Так, например, трогательным по образу и тонким по выбору средств выразительности явилось произведение «What Happens at the House» Мариэль Гровен из Канады. Напротив, в композиции «Предпочитаю нет» Александр Чернышков из Омска бросил слушателям вызов, играя звучаниями «на грани».

В целом, концерт оставил ощущение эмоционального и, если так можно выразиться, профессионального комфорта. Не было внутреннего отторжения звучащего пространства, не было моментов глобального непонимания идеи сочинений.

Несмотря на различие индивидуальных композиторских концепций, на наш взгляд, явно прослушивалось единое стилевое направление. Это предположение тем более утверждалось, чем глубже мы проникали в суть композиторской позиции педагогов Академии Пьерлуиджи Биллоне и Франком Бедроссяном, когда встретились с ними на IV Международной научно-практической конференции «Музыкальный авангард: вопросы творчества, исполнения, преподавания».

Уважаемые профессора подробно (насколько это возможно в рамках выступления) раскрыли основные постулаты своей творческой деятельности. Именно в процессе осмысления происходящих в их творчестве поисков новых возможностей работы со звуком определился критерий, объединяющий не только сферу интересов маэстро, но и многих других ответвлений современного музыкального авангарда. Позволим себе привести слова П. Биллоне, прозвучавшие в конце его выступления на данной конференции: «Главное – наслаждение пребыванием внутри звука».

На наш взгляд, именно это более всего чувствовалось в произведениях молодого поколения, именно такое отношение к творчеству сумели «внушить» своим студентам в Академии Современной Музыки мэтры П. Биллоне и Ф. Бедроссян.

Сочинения самих мастеров современной музыки, а также произведения их западных и отечественных коллег, прозвучавшие на концерте в Органном зале пермской филармонии, воспринимались уже как некая «классика». Этому способствовала не только временная «выдержка», но и определенная подготовленность восприятия, сформированная в процессе фестиваля.

Отдельные слова восхищения хочется выразить Московскому Ансамблю Современной Музыки (МАСМ), тем более, что времени на репетиции некоторых произведений у музыкантов почти не было – настолько свежими оказались опусы! Браво!

В целом, итоги фестиваля не только удовлетворили «спрос» на форматы современного музыкального творчества, но и пробудили интерес к непосредственному пребыванию внутри этого процесса! А посему, хочется внести ноту в «книгу жалоб и предложений»: расширить состав участников Академии. И в первую очередь за счет музыковедов, жаждущих размышлять и post и In factum.

Автор публикации: Анна Гостева, музыковед

Размещено в Публикации
Органы клавишно духовой музыкальный инструмент.