«Муниципальный культурный проект» прошел в известном своими многочисленными культурными брендами Лысьвенском районе

Фев - 4 - 2015

«Муниципальный культурный проект» прошел в известном своими многочисленными культурными брендами Лысьвенском районе

Сегодня Лысьвенский район заслуженно пользуется славой «культурной столицы». Очередное тому подтверждение – проходящий летом театральный Фестиваль малых городов, инициированный Театром Наций и его художественным руководителем Евгением Мироновым. Лысьва относится к театру трепетно, это ее реальный бренд. У Лысьвенского театра есть собственное отличное здание – памятник архитектуры, бывшее здание реального училища графа Шувалова. После пожара, случившегося в середине 90-х годов, город смог отстроить для театра здание и сохранить труппу. Во многом это удалось благодаря главному режиссеру и художественному руководителю Анатолию Савину, многие годы возглавлявшему труппу, тогда буквально возродившему театр из пепла. В последнее время здесь остается актуальной финансовая проблема: театр находится на балансе городского поселения, которое является глубоко дотационным.

В 2010 году в театре едва не случился кризис, но сегодня здесь новый главный режиссер — Илья Ротенберг, и уже в следующем году театр планирует принять участие в «театральном» конкурсе Министерства культуры. Говорит Олег Лоевский, арт-директор фестиваля «Пространство режиссуры»: «Илья Ротенберг запомнился в Лысьве как актер несколькими очень интересными работами (особенно в спектакле «Лев зимой»). Затем он учился в Москве, окончил курс Евгения Каменьковича в ГИТИСе, поставил прекрасный спектакль в Лысьве. Илья закономерно возглавил театр – он не сторонний наблюдатель, не временщик, а человек, который хочет в Лысьве жить, работать, и делать серьезное дело».

Театр динамично начал этот сезон, готовит пять премьер, а Фестиваль малых городов отныне будет проходить в Лысьве раз в два года. Труппа активно гастролирует по Лысьвенскому району, но могла бы ездить и в другие территории края, туда, где ее еще не видели. Учитывая, что театр – неоднократный лауреат конкурсов российского уровня, это был бы прекрасный подарок зрителям.

Громкую заявку о себе территория сделала, дважды получив статус «Центр культуры Пермского края». В 2009 году победителем известного краевого проекта «Пермский край – территория культуры» стала программа «Лысьва – месторождение культуры», а в 2010 году – программа «Кын-реалити».

Кын, несмотря на свои небольшие размеры, – территория легендарная. Когда-то здесь находилось средневековое святилище, связанное с культом медведя. Именно здесь был найден самый известный артефакт пермского звериного стиля – бляха с изображением медведя в жертвенной позе. Причем, найдено их здесь было сразу пять (а всего в мире известны всего шесть подобных артефактов).

Сегодня обе программы-победительницы успешно реализованы. Эксперты в этом убедились, посетив недавно созданные Музей истории села Кын, лысьвенский Парк советской скульптуры, памятник графу Шувалову, арт-объекты «Сплав железных караванов» и «Начало Пермского края». Также в рамках программы прошли фестиваль «Крылатые качели», председателем жюри которого стал сам Евгений Крылатов; Уральский фестиваль сплава, Шуваловский форум, военно-историческая реконструкция войны бронепоездов на станции Кын (с участием чешских легионеров); в настоящем железнодорожном вагоне открылся Музей истории гражданской войны; наконец, Алексей Иванов написал для Лысьвы книгу «Дорога единорога».

Лысьвенский музей более 50 лет существовал в статусе музея народного, позже стал корпоративным музеем Лысьвенского металлургического завода, а в 2008 году был передан городу. Настоящее развитие музей получил с момента реализации уже упомянутой программы «Лысьва – месторождение культуры». Здесь появился новый выставочный зал, уникальный Музей каски (победитель международного конкурса «Интермузей -2011» в номинации «История одного экспоната»), прошла серия выставок, посвященных истории лысьвенской эмали, социалистическому городку и других мероприятий. В прошлом году была создана экспозиция «Лысьвенский завод графа Шувалова», а в этом году музей получил краевой грант на создание экспозиции «Музей чусовского флота» в зданиях горного завода Кына.

Эксперты уверены, что было бы очень интересно создать в Лысьве «музейный квартал» или «музейный холдинг», который бы объединил Музей каски, Шуваловский городской округ, Музей связи, музей лысьвенского театра, Музей эмали и несколько небольших музеев в селах, каждый из которых обладает своей уникальной спецификой. Ждет музеефикации и промышленная площадка старого шуваловского завода.

«На форуме, который состоялся в рамках «Муниципального культурного проекта», были озвучены общие для всех территорий проблемы, но тем не менее чувствовалось, что культурное развитие здесь в приоритете, – говорит профессор ПГУ, заведующая отделом пермского музея современного искусства Галина Янковская. – Заслуженно лысьвенцы гордятся своими культурными брендами — театром, музеем, музыкальной школой, библиотекой, Кыном. Проблема в том, что у территории нет продюсерского опыта, из-за чего, например, не развиваются платные услуги (в таком богатом на туристические ресурсы месте их можно придумать очень много). Безусловно, сейчас Лысьва впереди многих других регионов, но чтобы не «застояться» на месте, нужно овладевать новыми технологиями управления».  

Размещено в Публикации
автономный светодиодный уличный фонарь на солнечной батарее предназначен для освещения улиц