Три поколения британской хореографии на пермской сцене в один вечер

Фев - 4 - 2015

Три поколения британской хореографии на пермской сцене в один вечер

11, 12 и 13 декабря — вечер «Зимние грезы». Мировая премьера балета «Когда падал снег…» Дагласа Ли, созданного специально для этого проекта. А также российские премьеры балетов «Конькобежцы» в хореографии сэра Фредерика Аштона и «Зимние грезы» в хореографии сэра Кеннета Макмиллана. Проект осуществлен при поддержке ОАО «Альфа-Банк».

Под занавес перекрестного Года культуры Великобритании и России на сцене Пермского театра оперы и балета – три эпохи британской хореографии. Под художественным руководством главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко будут представлены мировая и две российские балетные премьеры.

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского академического театра оперы и балета, художественный руководитель вечера хореографии «Зимние грезы»:

– Идея поставить на пермской сцене балеты британских хореографов родилась по случаю перекрестного Года культуры России и Великобритании. Программа вечера сформировалась мгновенно: три эпохи английского балета – три поколения хореографов – три одноактных спектакля. Имена балетмейстеров тоже возникли моментально: должен быть представлен первый классик британского балета сэр Фредерик Аштон, затем сэр Кеннет Макмиллан, чьи работы составляют «золотой фонд» репертуара Королевского балета Ковент-Гарден, и, наконец, кто-то из современников. Долго размышлять над фигурой третьего балетмейстера не пришлось. Было очевидно, что наилучшим образом в эту канву впишется Даглас Ли, хорошо известный нашей публике по спектаклю Souvenir.

Откроет балетный вечер очаровательная винтажная зарисовка, как будто подсмотренная через викторианское стекло. Спектакль «Конькобежцы» в хореографии сэра Фредерика Аштона был поставлен в 1937 году на музыку Джакомо Мейербера. Постановка и сегодня остается в числе фаворитов Лондонского Королевского балета. Аштон был приверженцем классического танца, хотя весьма изобретательно разнообразил его, отражая в своих работах и те идеи, которые почерпнул у хореографов Ballets Russes Дягилева, у Айседоры Дункан и других представителей свободного танца, а также у танцевальной культуры Латинской Америки, в одной из стран которой прошла его юность. В «Конькобежцах» нашли отражение пристрастие хореографа к лирическим сюжетам и его тонкое чувство юмора. Балет поставлен с разрешения Фонда Фредерика Аштона в соответствии со стандартами стиля и техники хореографа.

«Зимние грезы» – свободная интерпретация чеховских «Трех сестер» в постановке сэра Кеннета Макмиллана. Одноактный балет был создан хореографом специально для экс-премьера Большого театра Ирека Мухамедова, он исполнял главную мужскую партию. Используя фортепианные произведения Петра Ильича Чайковского в аранжировке Филипа Гаммона, Кеннет Макмиллан выписывает психологию отношений героев, очень

точно передает дух литературного мира Чехова, дух русского «провинциального города, вроде Перми» на рубеже XIX-ХХ веков. Передано это будет не только музыкальными и хореографическими средствами – костюмы и декорации, выдержанные в стилистике эпохи, дополнят ностальгический образ «России, которую мы потеряли». Балет поставлен с разрешения Фонда Кеннета Макмиллана в соответствии со стандартами стиля и техники хореографа.

В завершение вечера – абсолютно новая работа Дагласа Ли, заказанная ему Пермским театром оперы и балета специально для проекта «Зимние грезы», — спектакль «Когда падал снег». Минималистичные костюмы и отсутствие декораций создадут контраст винтажным «Конькобежцам» и романтичным «Зимним грезам». Второй опыт совместного творчества балетмейстера и пермских танцовщиков (в 2011 году Даглас Ли сочинил для пермяков балет Souvenir, который был номинирован на премию «Золотая маска — 2012») поставлен на музыку Бернарда Херрманна. Композитор известен в первую очередь как соавтор Альфреда Хичкока. Дагласа Ли его музыка вдохновила своей способностью создавать нужную атмосферу.

Даглас Ли, хореограф:

— Когда я думал о том, как создать присутствие зимы на сцене, передать ее настроение, первое, что мне пришло на ум, — это картина падающего снега. Наверно, потому что падающий снег является каноническим образом в восприятии зимы. Все мои воспоминания о снеге связаны с детством. Поэтому через весь спектакль проходит тема кукол. Это будет вовсе не рождественская сказка.

Балет скорее будет напоминать калейдоскоп оживающих картинок или фотокадров. Танцовщики будут иногда напоминать застывшие скульптуры, порой будут более очеловеченные… Это похоже на то, что мы можем увидеть, когда крутим в своих руках стеклянные шары со снегом или слушаем мелодию играющей музыкальной шкатулки. Кстати, музыка, которую я выбрал, восхитительна. В ней есть моменты, когда используется вибрафон, создающий как раз ощущение играющей музыкальной шкатулки.

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского академического театра оперы и балета, художественный руководитель вечера хореографии «Зимние грезы»:

– Вечер трех поколений британской хореографии «Зимние грезы» – это наш подарок всем любителям балета. Это по-настоящему очень красивая, эстетская, исполненная живого праздничного настроения премьера. Теперь мы можем встречать зиму и новогодние каникулы не только «Щелкунчиком».

Источник: Пресс-служба Пермского театра оперы и балета

Размещено в Публикации