Ремонт компьютеров в Краснодаре Кратчайшие сроки выполнения работ. Любой, даже самый сложный ремонт компьютеров, выполняется за минимальное количество времени. Вы даже не успеете еще в полной мере осознать отсутствие своего ПК, как он снова будет "в строю".


Творческая встреча поэта-сатирика Игоря Иртеньева

Фев - 2 - 2015

Творческая встреча поэта-сатирика Игоря Иртеньева

"Никакого оптимизма у меня уже нет давно! Сплошная мрачная писанина…"

На творческой встрече в Перми поэт-правдоруб Игорь Иртеньев по собственному желанию и просьбам читателей декламировал сатирические стихи про Владимира Путина, Никиту Михалкова и собственную жену, рассуждал о цензуре и "кровавом режиме", вспоминал Виктора Шендеровича и "дух НТВ".

Показаться может при первом взгляде,
Что пишу стихи я корысти ради,
Из одной лишь только к наживе страсти.
Это верно, конечно, но лишь отчасти.
Денег тех, что за них мне сегодня платят,
На пальто жене один черт не хватит…
…У кого-то может возникнуть чувство,
Что пишу я их во имя искусства.
Но меня коробит при этом слове,
Так что чувство ложно в самой основе…
…Так что должен вам признаться открыто,
Что не знаю, где тут собака зарыта,
Но, признаюсь, сильно меня расстроит,
Если кто-то ее невзначай отроет.

Этими строчками начал свою встречу с читателями Игорь Иртеньев. Но позже все-таки рассказал в прозе, для кого он все-таки пишет стихи.

"В каком-то смысле я пишу для общества – хотя бы потому, что у меня нет иных источников дохода. Хотя за стихотворение ко Дню рождения британской королевы я не получил ни пеннни! Когда-то я выступал и в очень больших залах, на несколько тысяч человек, в программах с разными юмористами… К этой работе я и тогда испытывал довольно сильное отвращение, а сейчас и вовсе вспоминаю с ужасом. Давным-давно из такого юмора ушел и не хочу возвращаться".

Кстати, практически все стихи – кроме тех, что прозвучали в конце встречи, уже после вопросов-ответов – свежие, а потому были прочитаны «с листа»: «Вообще у меня память тренированная, все старые стихи помню, но вот когда читаю новые — заглядываю в книжку». Сборник стихов последних трех лет, привезенный Иртеньевым в Пермь, называется «Марксистский переулок», – это родной адрес поэта. На обложке – деревянный дом, тот самый, в котором родился и вырос поэт-правдоруб. В пору его детства этот район за Таганкой считался чуть ли не окраиной Москвы (соседи даже держали корову), но город расползся и сейчас это деловой центр столицы. Словом, сама топография определила тональность книги.

Первым делом Иртеньев предупредил – в его стихах может встречаться так называемая ненормативная лексика, но «вы люди литературные и вздрагивать не будете, потому что у меня это не желание шокировать аудиторию, а редкая, но необходимая краска. Конечно, стараюсь ей не злоупотреблять». Несмотря на то, что этой краски в стихах популярных поэтов в последнее время становится все больше, ни о какой «моде» в случае с Иртеньевым говорить не приходится.

«Я поздно начал писать – в 32 года, зато тут же стал публиковаться. Но «белая полоса» кончилась быстро и до перестройки у меня много работ отправлялись в стол. Все изменилось в году 86-ом». Однако и здесь Иртеньев выбивался из общей поэтической пламенно-пафосной тональности перестроечных лет. Как говориться в одной его биографии, он «с самого начала расположился чуть в стороне от бурного тогда поэтического потока, так и не попытавшись вступить в более-менее интимные отношения с Астралом, Вечностью и прочими, столь привлекательными для его собратьев по перу субстанциями». Сатире и юмору Иртеньев не изменил даже в год развала СССР:

Просыпаюсь с бодуна,
Денег нету ни хрена.
Отвалилась печень,
Пересохло в горле,
Похмелиться нечем,
Документы сперли,
Глаз заплыл,
Пиджак в пыли,
Под кроватью брюки.
До чего ж нас довели
Коммунисты-суки!

Когда в строках Игоря Иртеньева ищут тайный смысл, он отвечает, что эзопов язык для него иностранный. А в прятки закончил играть в детстве, не зря же он поэт-правдоруб: «мои стихи действительно изучаются на факультативах, по ним даже дипломы защищают, это приятно конечно, но классиком себя не ощущаю».

На творческой встрече в Пушкинской библиотеке поэта попросили «почитать то, что не берут в журналы». Таких стихов не оказалась, хотя поэт признался, что цензура все-таки есть – собственная: «Я достаточно строго к себе отношусь, поражение от победы отличаю, поэтому могу сам судить, что стоит предлагать к дальнейшей публикации, а что нет». Хотя потом все-таки припомнил случай: политическую сатиру времен «процесса над Ходорковским», которую долго обсуждали редактор и владелец издания. Но все-таки опубликовали в неизменном виде.
Тем не менее ТВ поэт уже не смотрит: «Понятно, что к Гусинскому было много вопросов. Но когда НТВ не стало – все рухнуло в одночасье… Сегодня что-то «живое» осталось только на Рен-ТВ в программе «Неделя с Марианной Максимовской», а все остальные делают телевидение под выборы и дебилизацию населения. Так что смотрю только спутниковые каналы.

То же и интернетом. Мою колонку в «Газете.ру» читает достаточно большое количество людей , поэтому на других сайта не публикуюсь – не вижу такой необходимости. Потому что интернет – как жизнь: есть приличные сайты, а есть такие, где публикуется все подряд. Но с другой стороны – публиковать стихи в интернете, это лучше, чем нюхать клей в подъезде!»

Вообще поэт много времени посвятил ответу на вопрос о грани между иронией и цинизмом, которую, по его убеждению, каждый человек устанавливает для себя сам: «Только что в вашем музее современного искусства видел произведение актуального художника по прозвищу Монро «Небо и земля» — так называемая ирония над историей расстрела царской семьи и нашего к ней отношения. Нормальному человеку невозможно стебаться на д таким сюжетом, но данный художник, видимо, к этому числу не принадлежит».

Конечно, вопрос о пермской культурной ситуации не заставил себя долго ждать: «Сложный вопрос, виднее все-таки тем, кто живет здесь. Я сам уже немолодой человек, склонный к консерватизму, потому что мои вкусы давно сформированы. Но искусство движется вперед. При всем моем неоднозначном отношении к Гельману, нельзя останавливаться на передвижниках – искусство живет и развивается, пусть и по непонятным нам законам, но следить за этим развитом нужно, если не хочешь заплесневеть. Конечно, должна быть мера во всем: нельзя задвигать новым старое.

А фраза «Пермь –культурная столица» мне нравится. Пермь всегда традиционно была культурным городом. Посмотрите сколько сегодня сюда призжает замечательных коллективов. Так что фраза для Перми правильная».

Но не только для политики нашлось место на творческой встрече. Было много стихов, посвящённых жене: «Третий брак у меня очень удачный, вместе мы уже 18 лет (хотя не скажу что два предыдущих были провальными). Что очень ценно, очень важно в семейной жизни – это чувство юмора. Оно у нас общее. Все потоки лжи и клеветы, которые я на нее обрушиваю, она воспринимает легкой улыбкой и пониманием».
Послушать стихи в исполнении автора вы можете в нашей видеозаписи творческой встречи.

Видеозапись творческой встречи:

Размещено в Пермский открытый университет