Дебаты о культуре и политике

Фев - 4 - 2015

Дебаты о культуре и политике

В очередной раз дискутировали на темы политики и культуры во время Первой книжной ярмарки, где по инициативе издательства «Новое литературное обозрение» прошли дебаты «Город и горожане: индустриальное наследие и новая культурная политика, социальные проблемы и провинциальные комплексы».

Участники дискуссии – Владимир Абашев, Олег Лейбович и екатеринбургский профессор Елена Трубина – занимаются проблемами городской среды профессионально, но аудитория (кстати, состоявшая из людей самых разных возрастов) также была неравнодушной, что доказали вопросы и реплики с места.

Модерировал дискуссию Илья Калинин, шеф-редактор журнала «Неприкосновенный запас», который в прошлом году выпустил целый номер, посвященный городским исследованиям; а в этом – книгу «Город в теории», посвященную взаимодействию городского пространства и его обитателей.

Без особых споров участники дебатов согласились – пермская специфика в том, что некоторое время назад к напряженной городской культурной жизни приплюсовался внешний культурный агент, которые внес вои коррективы в культурно-социальную ситуацию. Тем самым вызвав новые точки напряжения в местном культурном пространстве.

Эксперт из Екатеринбурга — доктор философских наук, профессор Елена Трубина, чья сфера интересов – проблемы идентичности и идентификации, постсоветская культура, субъекты и городское пространство, отметила главную проблему новой культурной политики:

«Все чаще в речах современного поколения политиков и общественных деятелей мы слышим желание поместить свой конкретный город на глобальную карту мира – как через брендинг, через событийный туризм (центром которого сегодня позиционирует себя Пермь), через самые разные способы привлечения потенциальных инвесторов, через получение экономической прибыли из неэкономических активов. И эта точка зрения уже давно воплощается в жизнь на Западе. Но у нас попытки преобразить городское пространство, например, при помощи арт-объектов, часто наталкиваются на слова «Лучше бы сделали что-то другое…»? Кстати, такого рода аргументация работает везде на постсоциалистическом пространстве Восточной Европы. Размышляя об этом феномене, любой эксперт, культуртрегер или вузовский преподаватель понимает принципиальную двусмысленность нашей ситуации – мы пытаемся использовать стратегии и методы, сложившихся в контекстах зрелого капитализма. В условиях нашего общества они не всегда работают. Мы – как общество – не совсем готовы принять эти либеральные стратегии и тактики эксплуатации креативности, воспринять серьезно надежды на культуру в качестве экономического рычага».

Известный пермский филолог, профессор, председатель фонда «Юрятин» Владимир Абашев сделал акцент на противостоянии порядка, который пытается принести власть в городскую среду, и беспорядка, который вносит стихия самого города: в Перми очень слаба городская культура, здесь до сих пор сохранилась сознание слободы. И практически невозможно просчитать, как отреагирует эта стихия на те или иные инициативы «сверху». Например, как это получилось с недавно отреставрированным Сквером Миндовского, где пивная культура вытеснила прежнюю культуру тихого семейного отдыха: вместо мам с колясками и бабушек с внуками на новых лавках расположились юнцы с семечками и пивом.

«Впрочем то, что городская культура для Перми не является базовой, объяснимо: исторически Пермь создавалась из-вне: так повелось с указа Екатерины. Польская диаспор дала городу архитектуру (А.Б. Турчевич); Петроград – десант университетских профессоров; эвакуированный Ленинград – балет; гонения на «безродных космополитов» – Л.Е. Кертмана и С.Я. Фрадкину, создавших в Перми две очень мощных научных школы. Странная закономерность – о Перми, как правило, думают и пишут люди, пришедшие «из-вне». Например, Алексей Иванов (родился в Нижнем Новгороде, учился в Екатеринбурге) или один из создателей современного пермского мифа, художник Николай Зарубин (приехал с Алтая)».

В итоге главным вопросом дискуссии стало обсуждение природы такого понятия как «конфликт» и его конструктивности: с одной стороны, конфликт побуждает стороны развиваться, принимать активные действия, а не «топтаться» на одном и том же месте; с другой стороны, конфликт вряд ли может быть продуктивны, если он не перерастает в диалог.

А современная культурная ситуация в Перми очень долго развивалась только в двух, полярных, системах координат: традиционной самобытной и второй – современной. Необходимо создать поле диалога, где бы эти две системы пересекались и обменивались мнениями. Но по крайне мере участники этих дебатов, несмотря на разницу во взглядах, были готовы не только слушать, но и слышать друг друга.

Автор публикации: Н. Смольковская

Размещено в Публикации
Все подробности кухонные уголки Киев на нашем сайте.