Неровная «Текстура»

Фев - 4 - 2015

Неровная «Текстура»

Вообще, «Текстура» — очень спорный проект. Он решительно выбивается из всех форматов, рискуя навсегда остаться безнадежным маргиналом в фестивальной вселенной. В нем представлены четыре категории произведений: фильмы, театральные спектакли, неосуществленные сценарии и непоставленные пьесы. Все произведения включаются в программу по очень сложному и трудноопределимому принципу: соответствию современности. Впрочем, публика предпочитала другое слово — «жесть».

В конкурсе — полный разнобой. Фильмы художественные, документальные, детские — как весьма состоятельные и профессиональные со всех точек зрения, так и полусамодеятельные. Критерии не сформированы, огромные жюри по каждому из направлений состояли не только из профессионалов, но и из представителей «общественности» — деятелей культуры, журналистов, культурологов. Но во всем этом — «фишка» «Текстуры». Если следующий непосредственно за ней фестиваль «Пространство режиссуры» предлагает высокие образцы, бесспорные произведения театрального искусства, которые просто невежливо подвергать испытанию конкурсом, то «Текстура» собирает все спорное и провоцирующее.

Незыблемые столпы и высокие ориентиры «Текстуры» — лауреаты фестиваля в почетной номинации «Имя»: российский драматург и режиссер Иван Вырыпаев и его румыно-венгерский коллега Корнель Мундруцо. Последний стал источником главных сенсаций фестиваля. Когда шел его спектакль «Лед», зрители брали крошечный зал театра «Сцена-молот» штурмом. Вот оно, любопытство: знали ведь, что зрелище не из приятных, но рвались. Оказалось, что спектакль этот не только предельно эпатирующий, но еще и вовсе не развлекательный. Начинается — да, увлекательно: с демонстрации гениталий. Затем на протяжении первого действия (не хочется в данном случае говорить «акта», поймут неправильно) — сплошной… Да, тот самый акт. А второе действие — просто читка. Произнесение текста. Счастливчики, прорвавшиеся на представление, очень потом жаловались, что, во-первых, во втором отделении было скучно, а во-вторых, текст такой, что было очень приятно, что спектакль шел не по-русски, синхронный перевод все-таки несколько облегчал восприятие.

Заключительная церемония фестиваля была лаконичной и демократичной. Ведущие — автор идеи фестиваля Эдуард Бояков и президент «Текстуры» Ингеборга Дапкунайте — вышли на сцену в фирменных фестивальных футболках. Многочисленным лауреатам вручили в качестве приза куски златотканого шелка из индийского города Варанаси — как знак бесспорной красоты, пережившей века. Главные призы — «Фильм СегоДня» и «Спектакль СегоДня» — получили соответственно английский фильм «Бэнкси. Выход через сувенирную лавку» и спектакль театра мало кому известного сибирского города Прокопьевска «Экспонаты».

«Бэнкси» (это и название, и имя автора) — фильм более чем известный, показанный на фестивалях не чета пермскому — в Санденсе и в Берлине. Этот ироничный и остроумный документальный фильм из жизни уличных художников стал далеко не самым сенсационным на фестивале. Его признание — во многом результат компромисса: мнения жюри разделились чуть ли не по фильму на человека. В фаворитах ходили и детская сказка Спайка Джонзи «Там, где живут чудовища» (США), и откровенный фильм о мусульманских панках «Таквакоры» Эйяда Захра (США), получивший в результате приз зрительских симпатий. Но истинной вершиной фестивального кинопоказа стала «Поэзия» Ли Чандона (Южная Корея) — новый, но уже знаменитый во всем мире фильм о пожилой женщине, которой поэзия помогает спастись от всего — от надвигающейся болезни, от жестокости мира, от осознания того, что ее внук стал убийцей. И даже в каком-то смысле — от смерти. Актриса Чунхи Юн, исполнительница главной роли в этом фильме, была награждена призом «Актриса СегоДня».

В театральном конкурсе все было немножко иначе. По понятным причинам в нем соревновались в основном российские спектакли, и «Экспонаты» стали среди них главными, потому что это во многом спектакль про… Пермь. История такая: в российское захолустье приезжают московские дельцы и предлагают устроить из городка музей под открытым небом, а жителям работать в нем экспонатами: нарядиться в одежды XIX века, играть роли. Но горожане почему-то не в восторге. Во всяком, случае, не все. Между прочим, там, в этом спектакле, дело до крови доходит…

Однако зрителям больше полюбился спектакль «Копы в огне» — очень смешная рэп-комедия, сделанная со вкусом и с настоящим драйвом. «Копы» получили приз зрительских симпатий. И это в какой-то мере символично: даже на фестивале, где ключевым словом является «жесть», зрители выбирают веселый и добрый спектакль о победе добра над злом.

Юлия БАТАЛИНА, «Новый компаньон», № 35 от 05.10.2010
Постоянный адресу публикации в сети Интернет: 

Размещено в Публикации