Лекция «ЕВРОПЕЙСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА И МАРИИ ФЕДОРОВНЫ»
Фев - 2 - 2015Лекция «ЕВРОПЕЙСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА И МАРИИ ФЕДОРОВНЫ»
Лекция Алексея Гузанова, главного хранителя музея-заповедника «Павловск», стала не только своеобразным послесловием к заканчивающей свою работу в Пермской галерее выставке «Императорский Павловск».
Как и все встречи проекта «Пермский открытый университет», она предложила живое общение на вечные, а значит всегда актуальные темы. Все желающие после лекционной части смогли поделиться своими мыслями или задать вопрос, ответ на который не был бы равнодушным.
Несмотря на мороз, эту лекцию «Пермского открытого университета» (проект осуществляется при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края) посетили более ста человек.
«Главный хранитель – загадочная профессия, — представляя гостя, заметила директор галереи Надежда Беляева. – Это человек, который отвечает за все, что есть в музее. Но Алексей Николаевич не только строгий хранитель, но и блестящий специалист, один из ведущих экспертов страны по русскому искусству конца XVIII – первой половины XIX века».
Алексей Гузанов, хранитель «Павловска» и преподаватель кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного университета, говорил о не самой изученной страничке русской истории – путешествии Павла Петровича и Марии Федоровны в Европу. После Петра I больше ни один член семьи Романовых Европу не посещал, поэтому длительное путешествие наследника русского престола и его жены стало одним из самых значительных событий своего времени.
Однако в царское время информации об этом событии не было ни в одном учебнике истории. Все – в газетах того времени, как российских, так и зарубежных.
Екатерина II, отправляя сына в Европу, преследовала конкретные политические цели. Но для истории гораздо важнее оказался просветительский момент. Павел и Мария Федоровна не только встречались с европейскими правителями, но и посещали тюрьмы, госпитали, дома престарелых. Даже венскую фарфоровую мануфактуру, где будущая императрица расписала несколько чашек. А во время осмотра раскопок античных памятников, картинных галерей и музеев, пара собрала античную коллекцию, которая сегодня является лучшей, после эрмитажной.
Царственные путешественники стремились «потратить денег столько, сколько понадобится, чтобы показать, какая Россия просвещенная и богатая страна». Но и Европа отвечала тем же. Достаточно вспомнить иллюминацию Собора Святого Петра, которая впервые произошла не на Пасху, а в честь приезда русского наследника, или разбирательства, устроенные в Венеции по поводу непомерных трат городского совета на развлечения царственных гостей.
После Павла дворец, который Мария Фёдоровна называла своим одиннадцатым ребенком, принадлежал старшему в роде, минуя наследника престола, а значит уже не являлся императорской резиденцией. И в этом его уникальность – новые хозяева не перестраивали дворец согласно своим вкусам и пристрастиям. Он остался во всем великолепии своего первоначального замысла.
В будущем наша галерея и петербургский музей-заповедник планируют совместную выставку: часть экспонатов из Павловска ныне находятся в Пермской галерее.