Знакомство с Пермью Татьяны Толстой
Фев - 2 - 2015Знакомство с Пермью Татьяны Толстой
Три творческие встречи писательницы и телеведущей Татьяны Толстой с читателями, прошедшие в Перми в рамках проекта «Пермский открытый университет», успели вместить в себя невероятно многое.Татьяна Толстая – в первую очередь известна как автор романа «Кысь», ироничной и оригинальной книги, которой зачитывалась (и зачитывается до сих пор) вся страна. Ее произведения, в том числе сборники рассказов «Любишь — не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Не Кысь», «Белые стены», переведены на многие языки мира. Всеобщая популярность пришла к Толстой вместе со «Школой злословия», телевизионной передачей, вызывающей интерес, возмущение и негодование как зрителей, так и гостей студии.
28 февраля февраля состоялось знакомство Татьяны Никитичны с Пермью. Тематику своих творческих вечеров не ограничивала – была готова ответить на любой вопрос или рассказать любую из известных ей «миллиарда историй». На встречах писательница постоянно рассказывала смешные и веселые истории, которые мало соответствовали ее телевизионному имиджу вечно недовольной дамы, любящей позлословить.
Разговаривали о литературе, педагогике, истории, современном искусстве, знаменитых родственниках и даже о «красных человечках». Татьяна Никитична тематику своих творческих вечеров не ограничивала – была готова ответить на любой вопрос или рассказать любую из известных ей «миллиарда историй». На встречах писательница постоянно рассказывала смешные и веселые истории, которые мало соответствовали ее телевизионному имиджу вечно недовольной дамы, любящей позлословить.
О Перми
Знаю, что Пермь сейчас стремится получить статус «Культурной столицы Европы», но за этим процессом я не слежу. Хорошо, что хоть что-то происходит в сфере культуры.
В Перми я впервые, раньше только читала о городе. Сегодня, правда, уже успела побывать и в краеведческом музее и в художественной галерее. Получилось «галопом по Европам», но я все равно залюбовалась: у вас прекрасные вещи с хорошей энергией.
У меня с Пермью всегда были литературные ассоциации, связанные с именем Веры Пановой, которая здесь жила. Вера Панова – прекрасный писатель. Наверное, нельзя сказать, что забытый – сегодня все литераторы забытые. Но по нынешним однобоким меркам она очень нестандартный писатель. Свой большой и очень хороший роман «Кружилиха» она написала про вашу Мотовилиху.
У Пановой одна из главных тем – метель. Выглянув в окно при подъезде к Перми, я поняла, почему. Снег лежит не только на крышах домов, но и с боков толстым слоем…
О названии романа «Кысь»
Я знаю, что такое слово есть в коми-пермяцком языке. Но в названии книги оно появилось по другим причинам, я тогда не знала об этом. Получилось, что слово нашло свой язык!
О «Школе злословия»
Чаще всего, люди не хотят идти к нам на передачу, их пытаются уговорить наши редакторы. Кто-то не любит участвовать в телевизионных передачах, кто-то считает, что мы его тут же разорвем, кто-то просто нас не любит, кто-то считает, что из этого получится плохой пиар.
Решаются участвовать тоже разные люди. Были (правда, всего человека 3-4) – настоящие лекторы, которые все сорок минут сухо и монотонно что-то рассказывали и удивлялись, если мы их пытались перебить и как-то «оживить» беседу. Еще мы иногда ошибаемся, думая, что человек будет разговорчивый, откликающийся на вопросы, а он только начинает односложно отвечать «да» или «нет». Тогда беседа тоже получается неинтересная.
Есть люди, например, Эдуард Лимонов, которого нам просто не разрешат пригласить. Мы его терпеть не можем, а он — нас. Передача бы получилась замечательная. Но – увы…
О своих недостатках
У меня есть недостатки, но я с ними никак не борюсь, потому что они мне нравятся. Недостатки — это даже хорошо. Главное, чтобы недостатки не превращались в пороки. А с праведными людьми жить – с ума можно сойти.
О сохранности истории
Прошлое нельзя воссоздать здесь и сейчас, его можно только сохранить, законсервировать. Мы уже не сможем восстановить всё в том виде, в котором оно родилось, мы можем только что-то подделать. Например, Варшава, разбомбленная во время второй мировой войны. Город отстроили, но он получился мертворожденным. Свежий камень — он же мертвый, он пустой, он не намоленный.
О современном искусстве
Я не люблю современное искусство. С появлением этого современного искусства, с 1910-20хх годов настоящее искусство начинает умирать. Причем этот процесс происходит по всему миру. Первая стала умирать живопись. Когда вместо картин стали выставляться пустые рамы, квадраты и прочее, и на них перестали смотреть – стали слушать специального человека, который стоял рядом и объяснял, в чем смысл этой пустой рамы. Слова и измышления полезли туда, куда лезть не надо.
Вот и дурят нашего брата по всему миру. Выставляют пустые рамки, а по дороге стоят соловьи-разбойники: кураторы и искусствоведы. Например, была я в музее где была инсталляция – заходишь в коридор, в конце которого виден яркий, чистый свет. Проходишь по нему, выходишь на свет – а там ничего и нет, «объект» закончился. Да, это очень изобретательно сделано, забавляет и занимает. Но не трогает.
Я не знаю точно, что такое «духовная пища», но когда я с ней сталкиваюсь, я безошибочно ее узнаю – вот это она. А в современном искусстве, не то что пищи, там даже воды нет!
Хотя я понимаю, что это особое ввинчивание чего-то в мозги, которое называется современным искусством, имеет право на существование. Они хотя бы что-то делают.
О красных человечках
У нас в Москве было бы невозможно поставить вот таких «красных человечков». И не думаю, что Москве в этом повезло. Разве без человечков было бы интереснее? Он сидит на крыше банального здания, типовой застройки 70-х годов. Если смотреть только на такое здание, вы никогда не узнаете, в каком городе находитесь, потому что в 70-ые годы такие одинаковые здания построили по всему глобусу.
Я вчера смотрела на это здание, на котором, кстати, развивается российский бело-сине-красный флаг, который удивительным образом совпадает с голубым небом, белым зданием, красным человечком! Более того, вся эта композиция вернула первоначальный, исконный смыл нашей государственный символике: белая полоса – власть, синяя – окружающий ее мир, радужное небо. А для кого вся эта власть существует – конечно, для человека. Вот он и сидит – красный…
Это красиво и оживляет городскую среду. Неужели вас когда-то это здание краевой администрации радовало?! А сейчас оно вызывает чувства – либо улыбаетесь, либо злитесь: заряд энергии в любом случае получен.
О злословии
Да я говорю то, что действительно думаю – по другому не умею. А что делать, если есть на свете люди — стопроцентные гадины (голову даю на отсечение, это так!). А есть люди противные, но в сущности хорошие. Зачем их обижать? Я в таком случае злословить не буду.
Видеозапись лекции.
Здесь можно написать что то, если вдруг не будет грузится плеер. Возможно не включен flash в браузере.
Размещено в Пермский открытый университет