«Муниципальный культурный проект – 2012»: первые итоги

Фев - 4 - 2015

«Муниципальный культурный проект – 2012»: первые итоги

За неделю (24 февраля – 2 марта) эксперты, приглашенные в проект, посетили семь ассоциаций муниципальных районов Прикамья: «Согласие» собиралось в Кунгуре, «Союз» — в Чусовом, «Верхнекамье» — в Соликамске, «Парма» — в Кудымкаре, «Юг» — в Осе, «Запад» — в Краснокамске, а завершился марафон в Перми.

Работа велась в шести секциях, сформированных по отраслевому принципу: «Библиотеки», «Музеи», «Культурно-досуговые учреждения», «Туризм», «Художественное и музыкальное образование», «Социокультурное проектирование», где обсуждались не только наболевшие вопросы: значительное время было отведено положительным кейсам – успешным реализованным культурным проектам, сумевшим внести свой вклад в социокультурное развитие территории. Итоги работы форумов нашли свое отражение в резолюциях, которые сейчас будут прорабатываться уже специалистами Министерства культуры Пермского края. И хотя работа с этими важными документами только началась, эксперты – кураторы секций на последнем собрании в Перми подвели предварительные итоги.

Александр Протасевич, и.о. министра культуры Пермского края:

– Огромная работа, проделанная в рамках «Муниципального культурного проекта», безусловно, уже послужила совершенствованию механизмов работы министерства и муниципалитетов. Далее результаты этой работы должны оформиться в отдельное приложение к существующей Концепции культурной политики Пермского края или отдельный документ, посвященный муниципальной культурной политике региона.

Что касается продолжения «Муниципального культурного проекта», то могу точно сказать, что оно обязательно последует: уже в апреле мы определимся, в каком формате пройдет его следующий этап. Кстати, неслучайно, что вопрос о продолжении проекта так интересовал специалистов муниципальных учреждений культуры: люди почувствовали себя частью общего процесса, поняли, что их голос слышат, и поэтому у них появилось беспокойство, что проект может остановиться на достигнутом. Но я уверен, стагнация – это путь к деградации, которой мы категорически не хотим допустить. Следующий этап проекта также будет проходить в отрытом режиме. Коллегиальный метод принятия решений считаю очень правильным, потому что помогает увидеть ситуацию с разных сторон, разобраться, чего не хватает на местах, создать необходимую атмосферу конструктивного сотрудничества власти, общества и бизнеса. Сегодня перед работниками сферы культуры ставятся очень сложные и многогранные задачи, а пути решения – в стимулировании местных инициатив, консолидации ресурсов и совместных действиях. Это и есть цивилизованная, современная культурная политика европейского типа.

Секция «Социокультурного проектирования» стала базовой для всех тех, кто уже пытается решить проблемы территории, изменить пространство вокруг себя через социокультурное проектирование.

Ольга Сафрошенко, куратор секции:

— Главное, что поразило, — это готовность людей работать в сфере социокультурного проектирования. Конечно, специалисты каких-то территорий подготовлены к этой работе больше, какие-то меньше, но все понимают, что социокультурный проект – это сегодня базовый механизм изменения пространства вокруг себя, решения проблем, которые обсуждались на других секциях и все готовы взаимодействовать, учиться, делиться опытом.

Встречи участников этого форума чаще проходили в формате семинара, где обсуждались механизмы социокультурного проектирования, было внесено и большое количество предложений по усовершенствованию таких программ как «Пермский край – территория культуры», «59 фестивалей 59 региона» и другие.

Конечно же практики говорили и том, что «вирус проектности» хотя и, по-меткому выражению, плотно «засел» в территориях, они нуждаются в более широких возможностях применения социокультурного проектирования, для чего необходима поддержка проектов и небольших, важных для какого-то конкретного поселения, небольшой территории.

Важнейшим обсуждаемым вопросом стала проблема интеграции специалистов, работающих в этой сфере, – от возможности организации совместных выездов из краевого центра на мероприятия победителей крупных региональных проектов до создания единого информационного пространства. Единый информационный ресурс позволил бы проектантам общаться, делиться опытом, получать информацию обо всех конкурсах, которые проводятся на территории Пермского края.

Успех того или иного социокультурного проекта очень часто связан с увеличением туристических потоков, и работа в секции «Туризм» также прошла интересно. Эта отрасль, к которой сейчас приковано самое пристальное внимание, развивается на стыке бизнеса и культуры, поэтому требует иных форм взаимодействия с властями, чем обсуждались на всех других дискуссионных площадках.

Александр Зырянов, декан географического факультета ПГУ, профессор, доктор географических наук, куратор секции:

— Отрасль существует, развивается так или иначе, и муниципалитеты могут использовать этот ресурс, который в состоянии стать локомотивом социально-экономического развития территории.

Участники форума обозначили и тот момент, что в территориях не хватает специалистов по развитию туризма, их либо нет, либо работает один человек (исключение – Кунгур, который можно называть туристической Меккой Прикамья: здесь в муниципалитете работает 6 специалистов этого профиля). Соответственно, было внесено предложение рекомендовать руководителям территорий ввести такую единицу в штатное расписание. Такие специалисты могли бы заниматься вопросами продвижения территории, ее брендирования, социокультурным проектами в области туризма, взаимодействовать с бизнесом, готовым финансировать туристические проекты.

Серьезным подспорьем в развитии отрасли может стать «картирование территории» — систематизация памятников культуры региона, исторических мест позволит увидеть уникальность каждой территории. Уже сейчас многие муниципалитеты высказали к этому проекту интерес, и уже в самое ближайшее время он будет запущен.

О неповторимом и специфическом облике, творческом наполнении каждой территории шла речь и в следующей секции.

Елена Семакина, директор краевого центра художественного центра учащихся «Росток», эксперт секции «Художественное и музыкальное образование»:

— Каждая территория представила свое непосредственное видение ситуации. Это связано с содержанием образовательной деятельности, развитой в конкретной территории, с характером проектной деятельности. У кого-то развито образовательное искусство, у кого-то театральное, у кого-то (в большинстве случаев) музыкальное, и это дает ощущение того, что нужно делать в том или ином направлении. Это касается и подготовки и переподготовки кадров, и содержательных особенностей, связанных в целом с открытием новых отделений муниципальных учреждений культуры, среди них сейчас много отделений общеэстетической направленности, есть направление работы с детьми с ограниченными возможностями.

Однако есть и общие моменты: они связаны с заработной платой, с материальным обеспечением, обеспечением учреждений музыкальными инструментами, участием в различных рейтинговых конкурсах.

Одно из интересных направлений будущего развития отрасли обусловлено развитием профессионального народного прикладного искусства. С большим интересом педагоги художественных и музыкальных муниципальных учреждений края обсуждали очень многие проекты, связанные с народным творчеством, с национальной культурой. Таких проектов сейчас достаточно много особенно на севере края. В Прикамье есть школы, которые занимаются прикладными видами творчества, и если бы у нас народные промыслы существовали на крепкой профессиональной основе, то для художественных школ это было бы большим подспорьем, хорошим образовательным ресурсом. Кроме того, в этом случае выстроится цепочка подготовки профессиональных мастеров: у ребят, сегодня занимающихся народными искусствами и ремеслами, появится перспектива, стимул для творческого роста, потому что станет возможным дальнейшее продолжение профессиональной деятельности в этой отрасли.

В секции «Библиотеки» одним из центральных вопросов стало обсуждение взаимодействий библиотек и муниципальных органов власти, библиотек и общества.

Людмила Ведерникова, завотделом научно-методической работы ПГКБ им. Горького, руководитель секции:

— Есть Программы, которые позволяют нам решать наши проблемы, и они продолжают работать, нужно в них более активно участвовать.

Важная проблема, с решением которой предстоит столкнуться – это повышение зарплат библиотекарей и ее относительное выравнивание по региону. Сейчас зарплата библиотекарей в районах колеблется в диапазоне 6-9 тысяч рублей. Мало того, что это значительно ниже средних показателей, но и этот разброс обусловлен тем, к какому муниципалитету относится учреждение. Изменить ситуацию, по мнению экспертного сообщества, поможет разработка типовых стандартов комплектования библиотек и численности штата.

Впрочем, подобное «разнообразие» положения работников культурной сферы разных муниципалитетов стало характерным признаком реализации Федерального закона №131-ФЗ, и особенно остро этот вопрос обсуждался в секции «Культурно-досуговых учреждений».

Татьяна Санникова, директор Пермского народного дома творчества:

— Мы проанализировали тенденции развития наших учреждений. Поднималось очень много вопросов, которые связаны с повседневным функционированием учреждений, особенно болезненны эти вопросы для сельских поселений, и мне кажется, что, формируя свою культурную политику, Министерство культуры Пермского края не может миновать те проблемы нормативного свойства, которые связаны с формированием муниципального задания, с методикой расчета стоимости государственной услуги и т. д.

Базовое положение резолюций сотрудников культурно-досуговых учреждений, руководителей центров культуры, творческих коллективов – инициировать формирование ряда нормативных документов на уровне субъекта Федерации: разработать типовое положение о культурно-досуговых учреждениях, закрепить в нем функционал учреждения, количество штатных единиц. И хотя документ будет носить рекомендательный характер, он позволит проще и информативнее выстраивать диалог с учредителями, который, как отметили в территориях, сейчас во многом зависит от личных взаимоотношений между КДУ и руководителем поселения, муниципалитета и т.д.

Была достаточно очевидно сформулирована необходимость юридической поддержки очень многих факторов деятельности муниципальных КДУ: высказано предложение опубликовать сборник нормативно-правовых актов, регламентирующих текущую деятельность, и, возможно, даже организовать «горячую линию» — некий канал связи, куда можно было бы отправить запрос и получить ответ.

В то же время специалисты высказали мнение, что в ряде случаев они хотели бы работать с Министерством культуры напрямую, также предложили включить в орбиту внимания культурной политики поддержку сельской инициативы.

О необходимости взаимопонимания между муниципальными учреждениями культуры и их учредителями говорилось и на секциях «Музеи».

Елена Меркушева, заместитель директора Пермского краеведческого музея:

— На всех круглых столах говорили об одном. Наша основная миссия – это не то большое количество культурно-массовых мероприятий, которые нас, как это бывает, обязывают проводить руководители территорий, и мы должны это выполнять. Наша основная функция – сохранять историческую память и показывать то, что мы сохраняем. Эта текучка – наша основная деятельность, и ее объем колоссален.

Помочь в решении этого вопроса должен закон «О музеях Пермского края», о разработке которого речь ведется с начала 2000-х. Предполагается, что в нем найдет отражение и статус музейных комнат, центров при библиотеках, которые сейчас находятся в подвешенном состоянии, так как их статус не определен, а также статус корпоративных музеев и музеев предприятий.

Кроме того, участники секции рекомендовали Министерству культуры сохранить и по возможности увеличить финансирование существующих музейных программ (например, «Открытый конкурс на создание инновационных проектов с целью модернизации музейной сети Пермского края», «Возрождение исторической памяти»), а также ввести подпрограмму консервации и реставрации исторических раритетов. Музейный фонд только муниципальных музеев составляет 700 тысяч единиц хранения, из которых 14 тысяч из них требуют незамедлительной консервации и реставрации, при этом нужные специалисты в крае есть.

В музейной секции прозвучали и проблемы характерные для всей отрасли в целом, об этом говорили и в секциях, где обсуждались вопросы художественного образования и библиотечного дела. Вся отрасль нуждается в программе привлечения молодых специалистов: молодежь не идет в отрасль: невысокая заработная плата, проблемы с жильем и т.д.

«Муниципальный культурный проект» не заканчивается.

Ольга Сафрошенко:

— Проделана громадная работа, и на этом нельзя останавливаться. Мы будем работать с теми предложениями, которые есть: что-то можно сделать сразу, но есть и системные проблемы, которые требуют времени. Третья волна будет, и, скорее всего, мы будем обсуждать, что Министерство культуры сделало по итогам этого форума и как это сказалось на работе в территориях, насколько эффективными оказались наши совместные решения.

Вторая волна форума наглядно продемонстрировала, что диалог между работниками муниципальных учреждений культуры, главами муниципалитетов и Министерством культуры начал выстраиваться, он не всегда легкий и простой, но обе его стороны прекрасно понимают количество проблем, которые есть сегодня. Это и то позиционирование учреждений, которое сложилось на сегодняшний день, это и отношение общества к этим проблемам, при том, что общество ставит перед работниками сферы культуры очень сложные задачи, а пути решения – в совместных шагах и совместных действиях.

Ссылки по теме:

Размещено в Публикации