Ожившие экспонаты

Фев - 4 - 2015

Ожившие экспонаты

Наша собственная история неисчерпаема, но время проходит, отодвигая от нас пережитое все дальше, и вот уже наше недавнее прошлое – советская эпоха — становится объектом изучения и музеефикации. В Краснокамске – городе первых пятилеток – свою историю не консервируют, а оживляют: только здесь работает музей «Коммунальная квартира», где все экспонаты можно потрогать руками, а 7 ноября – собраться за праздничным столом. 19 октября на муниципальном форуме в Краснокамске говорили именно об этом – как сделать историю живой, чтобы нынешнее поколение не оставалось к ней равнодушным.

Город (как и район) не имеет какой-то древней истории. Его культурное наследие – в основном, артефакты советского времени. В тоже время в его центре находится улица Культуры – где еще встретишь такое название?! Другое доказательство важности культурной темы – постоянное участие в различных проектах. Так, в 2008 году Краснокамск выиграл краевой конкурс «Пермский край – территория культуры» и получил звание центра культуры Пермского края.

Однако нужно сказать и о том, что заинтересованность в культуре как инструменте развития территории появилась не так давно. К этому подтолкнула необходимость поменять имидж. Увы, часто Краснокамск воспринимался как серый, скучный и неинтересный город. Кстати, отсчёт этой новой эры можно вести именно с программы «Территория культуры», благодаря которой в городе появились новые творческие сообщества и необычные фестивали (например, фестиваль мажореток и барабанщиков). Тем не менее, слабое позиционирование Краснокамска во внешней среде – до сих пор одна из главных проблем города. Тем более, что на развитие района, и в том числе его культуры, безусловно, влияет близость к Перми. Это одновременно и слабая, и сильная сторона территории: ресурсы краевого центра близко, но большой миллионный город сам может отбирать энергию, время и ресурсы. Именно так произошло во многих городах, которые окружают Москву. Чтобы избежать подобного риска, близость к краевому центру нужно обыгрывать как сильную сторону, а это вопрос выбора стратегии развития территории, которой пока просто нет.

Парадокс состоит в том, что пока (и это признали на форуме) многие местные деятели культуры чувствуют себя оторванными от общекраевых процессов, даже несмотря на географическую близость к Перми. Эту тенденцию также можно преодолеть, активно участвуя в различных краевых программах и конкурсах, благо их проводится немало; другими словами, пользуясь ими как механизмами для увеличения культурного ресурса и создания продуктивной творческой среды.

Краснокамск сегодня активно ищет свое лицо: создаются туристические маршруты, подписаны «туристические» соглашения с другими городами Пермского края, ведется работа над возможным брендом города. Пока лидируют два проекта: «Краснокамск – красный город, город первых советских пятилеток» и «Краснокамск – город детства», в рамках последнего будет организован своеобразный «Диснейленд-на-Каме». Существенные предпосылки есть и у того, и у другого проекта: с одной стороны – уникальные красные здания и памятники архитектуры эпохи конструктивизма; с другой – знаменитый музей деревянной игрушки, который известен далеко за пределами района. Но риски тоже есть: «Бренд как коммерческий продукт – это вполне реальная вещь, — говорит модератор форума, доцент ПГУ Константин Сулимов.– Его можно креативно придумать, нарисовать, распространить на сувенирную продукцию и пр. Проблема в том, что в таком виде это почти не имеет отношения к развитию территории: развитие возможно только в том случае, если в создание этого бренда будут вовлечены жители этой самой территории. Реакция на бренд гораздо важнее самого бренда. Худшее произойдет, если его не заметят».

На форуме и.о. главы района Наталья Белослудцева отметила, что фестивали, которые проводит город, требуют больших затрат, а материальную отдачу пока приносят незначительную. В то же время сами жители отмечают развитие городской среды, которая заметно меняется. Как увеличить возможности реализации социально-культурных инновационных проектов, как привлекать в них инвесторов – это главные вопросы, которые сегодня задают местные руководители. В Краснокамске высок интеллектуальный уровень людей, работающих в культуре, но пока они не владеют техникой достижения желаемого: не знают, как правильно позиционировать, рекламировать, не умеют зарабатывать деньги и т.д., — такой вывод все вместе сделали на форуме.

Как и в некоторых районах края, в Краснокамском районе болезненно ощущается проблема библиотек: их техническая оснащенность за прошлый год изменилась незначительно; переход на отраслевую систему оплату труда не дал существенного увеличения зарплат, а отток квалифицированных кадров продолжается. Материально-техническая база оставляет желать лучшего.

Культурно-досуговые учреждения, которые находятся в районе, уступают краснокамским и в сфере оплаты труда, и в области квалификации кадров.

Другое дело, что за примерами эффективного использования имеющихся культурных ресурсов здесь далеко ходить не надо: уникальный музей «Коммунальная квартира» расположен в самом центре Краснокамска. Этот проект муниципального краеведческого музея два года подряд выигрывает открытый конкурс краевого министерства культуры по содействию инновациям в музейном деле. В этом году музеем выиграно 400 тысяч рублей, на которые реализуются проект «Говорит и показывает коммунальная квартира».

«Мы постепенно приходим к осознанию того, что территория должна чем-то выделяться, иметь свой неповторимый бренд, быть интересной и для местных жителей, и для приезжих, – рассказывает директор краеведческого музея Людимила Попова. — Но в целом продвигать проектную культуру у нас в районе (да, наверное, и в остальных районах края) непросто: в сельских учреждениях культуры нет компьютеров и даже телефонов. Говорить о проектной деятельности, о стратегии развития этих территорий там не готовы. Сначала должен произойти сдвиг в мировоззрении, чтобы понять, что деньги нужны не только на покупку столов и стульев, но и для осуществления более важных дел. Одно подтянет другое: будут идея для развития, станет лучше и материальная база. Я говорю это по собственному опыту: когда мы начинали, у нас не было ничего. Но мы в музее всегда думаем о развитии, оттого, думаю, и появляются успехи в проектной деятельности. Мы ощущаем финансовую помощь от муниципалитета, хотя, конечно, идей все равно больше, чем возможностей для их реализации. Очень рады, что краевое министерство культуры запустило новый конкурс по инновационным проектам в муниципальных музеях. Заметьте, эти деньги идут не на текущую деятельность, а на интересные, креативные проекты, которые привлекают новую публику и дают самому музею стимул для развития».

«Муниципальный культурный проект» министерства культуры продолжается. Как сообщил заместитель министра культуры Пермского края Александр Протасевич, мнения и предложения, высказанные в ходе встреч, будут проанализированы и вместе с рекомендациями экспертов представлены на итоговом форуме «Муниципального культурного проекта» в Перми 30 ноября. Эта работа послужит основой для принятия программ и проектов по дальнейшей поддержке и развитию территорий.

Фотоальбом по теме:

Размещено в Публикации
Доставка цветов курьером в Баймаке dostavka-byketov.ru.