Рождение гончарного чуда
Фев - 4 - 2015Рождение гончарного чуда
Усть-Игум — отправная точка маршрута. В окрестностях этого села, известного с XVII века, находятся залежи той самой белой глины, которую предпочитают использовать в своих работах гончары Вильвы. Село большое; некогда здесь была пильная мельница, верфь, где делали баржи. В конце XIX века князья Голицыны, оценив качество местных глин, построили в Усть-Игуме кирпичный завод.
Сейчас от этого градообразующего великолепия мало что осталось: лишь пруд с плотиной — непременный атрибут горнозаводского посёлка, да труба кирпичного завода — поистине выдающийся памятник.
Село стоит на отшибе, вдалеке от крупных дорог, поэтому, наверное, здесь так много примет старины. Туристов здесь отродясь не видели, поэтому автобусы с гостями встречали с почестями, с песнями-плясками. Старожилы приготовили угощение: бражный кисель, кашу-повалиху и знаменитое пиво «с хохолком», а после «дегустации» повели туристов в гости к местной мастерице — Руфине Алексеевне Торопицыной, знаменитой своими вышивками и «авторскими» валенками.
В самом ближайшем времени в Усть-Игуме откроется мини-музей, посвящённый гончарному промыслу, но и без него впечатлений у гостей было множество.
В самой гончарной трудились мастера, имена которых многое говорят знатокам. Уже не первый год здесь работает резиденция художников-керамистов, непременное участие в которой принимают Наталья Корчёмкина и Инна Рогова из Перми. В этом году к ним присоединились Марина Еркович (Пермь), Наталья Головкина (Кунгур), Татьяна Пунанс и Виктор Николаев (Москва).
Наталья Головкина проводит в Вильве времени больше, чем в Кунгуре, поскольку является художественным руководителем здешней гончарной мастерской «Artель». Мастерская появилась совсем недавно, ещё и года не прошло, но здесь уже работает целая команда профессионалов: Светлана Бутымова, Светлана Бердникова, Ирина Пирогова, Алексей Кузнецов, Вера Смелякова, Елена Тиунова, Светлана Шустова и Ольга Камалетдинова.
Все вместе художники-«резиденты» создали целую экспозицию керамики, которая разместилась в «Доме Пастернака». Этот музей, расположившийся в восстановленном особняке Бориса Збарского, управляющего заводами Саввы Морозова, становится всё более содержательным. Недавно в одно из помещений полностью переместилась экспозиция музея старого градообразующего предприятия — завода «Метил». Чудом сохранившиеся фотографии, документы… И вот сейчас открылась керамическая выставка. Часть экспонатов можно купить: это уникальные вильвенские сувениры, на этой земле и из этой земли созданные.
Завершение летних резиденций было отмечено большим гончарным фестивалем «Terra Cotta на Вильве». К нему же было приурочено открытие туристического маршрута.
Праздник завершился, но остались красивые, необычные, долговечные керамические скульптуры перед «Домом Пастернака». Осталась музейная экспозиция, которую, кстати, можно будет с 7 июля увидеть в Перми в галерее «Марис-арт». Но главное, осталась мастерская, которая будет работать, приносить прибыль, привлекать талантливую молодёжь, создавать новые ремесленные традиции, и останется туристический маршрут, который сделает Вильву открытой и посещаемой.
Именно это — создание творческих индустрий и развитие внутреннего туризма — заместитель министра культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края Александр Протасевич считает важнейшими результатами работы программы «Пермский край — территория культуры», в рамках которой в этом году Всеволодо-Вильва стала одним из «центров культуры Пермского края». А на будущий год, когда Вильва передаст этот статус другому поселению, ничто не мешает вновь организовать работу художественных резиденций и провести гончарный фестиваль — уже как собственный, традиционный вильвенский праздник.
Постоянный адрес публикации в сети Интернет:
Размещено в Публикации