Бетон Деденево Бетон Клин. Бетон Дмитров. Бетон Солнечногорск.


Весенняя «музыкотерапия»

Фев - 4 - 2015

Весенняя «музыкотерапия»

Мацуев как будто решил: раз уж устраиваются «первоапрельские» концерты, в них должно быть как можно меньше серьёзного и уж точно ничего тяжёлого. Создавалось впечатление, что музыканты изо всех сил старались не перегрузить зрителей. И те им были благодарны.

Мацуева можно назвать самым «зрительским» из российских исполнителей-«звёзд». Он эмоционален и экспрессивен, любит шутку и музыкальную эксцентрику, так что каждое его выступление превращается в мини-спектакль. Он очень общителен и открыт. Всякий, кому довелось с ним обменяться хоть парой реплик, подтвердит, что «звёздности» в нём нет ни капли. Он не стремится доминировать и любит «спарринг» с партнёрами, равными по уровню: выступая на сцене с другими музыкантами, не боится оказаться слегка «в тени». Ему близка музыка XIX века, особенно романтизм — то же, что близко большинству меломанов. Он, конечно, может всё: и старинную музыку, и современную. Но это не совсем «его». Программу концертов своего фестиваля Мацуев составил под стать себе. Звучала музыка романтиков XIX — начала ХХ века, Бетховена, Чайковского, Грига, Рахманинова, красивые мелодии, то задумчивые, то полные драйва. Исключение составил концерт закрытия. Но это — особый разговор.

На открытии Мацуеву помогали «Виртуозы Москвы» под управлением народного артиста России Владимира Симкина, а также солистка Большого театра Анна Аглатова. Симкин оказался дирижёром очень мягким и элегантным. Его палочка словно вышивала в воздухе узоры. Звучали жовиальные творения Моцарта и юного Россини (он сочинил свою сонату до-мажор, которую играли «Виртуозы», в возрасте 12 лет).

Когда на сцену вышла певица, зал слегка оторопел: очаровательная брюнетка была с животиком изрядного срока. Аглатову это обстоятельство ничуть не смущало: она бодро двигалась по сцене, круглая и сияющая, как солнце. Пела солистка Большого популярнейшие арии, которые каждый второй зритель может намурлыкать себе под нос в хорошем настроении — арию Маргариты с жемчугом из «Фауста» Гуно, вальс Мюзетты из «Богемы» Пуччини, центральную арию из «Адриенны Лекуврер» Чилеа и, разумеется, O mio babbinо caro из «Джанни Скикки» Пуччини. Мощный голос Аглатовой, хоть и не богатый обертонами, обладает обширными интонационными возможностями: от шёпота до крика она «добегает» быстро, но плавно.

Во втором отделении на сцене появился рояль: Мацуев играл с «Виртуозами» третий концерт Бетховена. Это эпическое сочинение, богатое мотивами, как сама жизнь, в которой трагические пассажи сменяются танцевальными мелодиями, в исполнении Мацуева превратилось в музыкальную драму в трёх актах. Ну а потом наступило время «бисов»: кое-кто, наверное, только их и ждал два часа, потому что музыкальные сюрпризы от Мацуева — это всегда истинные подарки публике. Концерт открытия музыкант завершил драматичным рахманиновским прелюдом, исполненным очень эмоционально, а затем картинным жестом опустил крышку рояля, давая понять, что пора и «Виртуозам» отыграть свою часть музыкального «десерта». Оркестр, руководимый плавными движениями Владимира Симкина, исполнил «Венгерский танец» Брамса — свой коронный «бис», который он играет на каждом пермском концерте, но публика не только не сетует на это однообразие, но и вопит каждый раз от радости узнавания на первых тактах мелодии.

На следующий вечер Мацуев играл исключительно простую, почти детскую музыку. Программа сольного выступления патрона фестиваля была, впрочем, не без хитрости: «Времена года» Чайковского в первом отделении, а во втором — «Карнавал» Шумана, два чрезвычайно похожих фортепианных цикла, создали красивую симметрию.

Мацуев совершенно не комплексовал по поводу того, что играет «школьную» музыку, прекрасно сознавая, что и на таких простых пьесах можно козырнуть эффектными исполнительскими приёмами, а публика будет благодарна за то, что услышала знакомые и любимые мелодии. И, как всегда, «на сладкое» были припасены красивые миниатюры, последней из которых — это был четвёртый «бис»! — стала пьеса Грига «В пещере горного короля», которую Мацуев сыграл в таком невероятном темпе, что это была настоящая музыкальная акробатика.

Впрочем, оказалось, это не самое «страшное», что Мацуев может проделать с григовской «Пещерой». На завершающем концерте фестиваля, который был заявлен как «джазовый», джазом музыкант не ограничился: это был вечер лёгкой интеллектуальной музыки, шуток, эксцентрики и авторских обработок классики. Досталось и «Горному королю»…

Вечер закрытия фестиваля может претендовать на звание одного из лучших концертов сезона. Музыканты явно получали удовольствие от игры, и публика это удовольствие в полной мере разделяла. Вместе с Мацуевым играли его ровесники — контрабасист Андрей Иванов, ударник Дмитрий Севастьянов и фееричный виолончелист Борислав Струлёв. Все они чем-то на Мацуева похожи: это музыканты молодого поколения, которые не считают, что классическое музицирование обязательно должно быть исполнено пафоса. Наоборот. Чем больше импровизации и музыкальных шуток, тем лучше. «Караван» Дюка Эллингтона в этой компании начался с «Хава нагила», в пьесе «Опавшие листья» вдруг зазвучал менуэт Боккерини…

Среди разнообразных сюрпризов концерта закрытия было появление крошечной виолончелистки Маши Слащёвой из детской музыкальной школы №3. Эту шестилетнюю музыкантшу Мацуев выбрал среди семерых юных талантов, которым в этот день вручались стипендии фонда «Новые имена». Мацуев тоже был когда-то его стипендиатом. Сегодня он — его президент.

«Музыкотерапией» назвал этот необычный концерт ведущий Святослав Бэлза. Присутствие этой телезвезды стало ещё одной «изюминкой» фестиваля. Мэтр появлялся перед публикой с неизменной вежливой улыбкой, в изумительном смокинге с безупречным платочком в кармашке. Свою речь он всегда начинал с цитаты «из великих»: судя по всему, его коллекция афоризмов неисчерпаема. Анекдот к слову он тоже может вспомнить.

Мацуев, впрочем, тоже не прочь рассказать смешной эпизод из своей разнообразной концертной жизни. А по поводу Бэлзы музыкант пошутил: «После него можно уже и не играть!»

Пермская публика отреагировала на весенний фестиваль более чем адекватно: билеты на все концерты были раскуплены заранее, даже приставные места были заняты. Зрители по достоинству оценили роскошный подарок, который краевая филармония преподнесла им на собственное 75-летие.

Автор публикации: Юлия Баталина
Постоянный адрес публикации в сети Интернет: 
Фото: 

Размещено в Публикации