Заговор культурных министров
Фев - 4 - 2015Заговор культурных министров
«На экспорт» привезли оперы «Христос» и «Один день из жизни Ивана Денисовича», балет труппы Евгения Панфилова, три спектакля театра «Сцена-Молот» Эдуарда Боякова, «Доктора Живаго» и «Дядюшкин сон» из Театра-Театра Бориса Мильграма, сюиту «Дети Выдры» и несчётное количество художественных выставок. Позабытым остался лишь классический балет. Жаль. Основы сильной балетной школы в Перми были заложены артистами Большого и Кировского театров во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Было бы интересно узнать, сохранились ли плоды культурного обмена Пермь — Питер несколько десятилетий спустя.
Какие нюансы остались за рамками медийного мейнстрима?
Мало кому известно, что фигуры министров культуры двух регионов не совсем равнозначны. Борис Мильграм в Перми неизвестен только слепоглухонемым неграмотным аутистам. Даже на федеральном уровне он весьма заметная фигура. Председатель комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Антон Губанков известен только узкому кругу людей, которые тесно завязаны на его ведомство. Скажем, директор государственного музея или театра его знает, а вот актёр, библиотекарь, музыкант — уже нет. Если опросить подряд пару десятков петербуржцев из среды образованного среднего класса, то найти человека, знающего имя руководителя местного минкульта, будет очень трудно.
Борис Мильграм — известный режиссёр, Антон Губанков — рядовой чиновник. Оба умны, очаровательны, интеллигентны, высокопрофессиональны, но их значимость и значение в культурной и общественной жизни своих регионов различно.
По всем информационным каналам прошло сообщение, что инсталляция пермских художников Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной пройдёт в Русском музее. Это не совсем так. Выставка пройдёт в Мраморном дворце, который, как и ещё несколько особняков-музеев, входит в организационную структуру Русского музея, но собственно Русским музеем не является. Площадка достойная, но менее значимая, чем знаменитый корпус Бенуа.
Насколько заметны пермские дни на карте культурных событий города? Каков резонанс?
Безусловно, публика приняла выставки и спектакли доброжелательно и заинтересованно. Пустых мест в залах не было. Но стоит представлять себе контекст, в котором проходят эти (и любые другие) гастроли в Питере.
Большой зал филармонии, главная концертная площадка. Легендарный зал в двух шагах от Невского, который видел великих музыкантов. На фасаде здания висят рекламные растяжки — «Дети выдры», «Юрий Темирканов» и «Франсис Гойя». На подходе — концерт Юрия Шевчука. И нельзя сказать, что это сильно будоражит людей. Поклонники Темирканова его помнят и любят. Любители Франсиса Гойи запаслись билетами на Франсиса Гойю. Желающие услышать Шевчука в акустике приготовились к встрече со знаменитым «Юрой, музыкантом».
В главных книжных магазинах Санкт-Петербурга каждый день абсолютно бесплатно проходят встречи с писателями, семинары, поэтические вечера. Только что приезжали Дина Рубина, Александра Маринина, Татьяна Устинова, Владимир Соловьёв. Одновременно проходит множество антреприз с участием самых популярных российских актёров, не говоря уже о ежедневной программе «больших и малых» репертуарных театров города, которых в Санкт-Петербурге более 100. И все — действующие. Фестивали типа «Дни культуры Норвегии (Индонезии, Японии, Франции, Финляндии…)» идут чередой нон-стоп.
Культурная событийность Санкт-Петербурга так же высока, как влажность воздуха. Девять месяцев в году классической питерской хмари — дождь справа, слева, мелкой моросью, сплошным потоком, редкими струйками — петербуржцы живут, окутанные каплями дождя. Культурных мероприятий в городе столько же, сколько этих капель.
Неужели пермские гастроли для Питера ничего не значат? Ни в коем случае.
Знатоки, любители современной культуры, искатели нестандартных впечатлений, просто любопытные не пропустили и не пропустят оригинальную и самобытную мелодию в многосоставной полифонии культурной жизни города.
Очень внимательна профессиональная общественность. Например, на спектакль театра «Сцена-Молот» «Коммуниканты» пришли такие корифеи театрального искусства, как Лев Додин (художественный руководитель Малого Драматического театра), Валерий Фокин (художественный руководитель Александринского театра) и др.
Санкт-Петербург — город со сложным характером, затаённо амбициозный, болезненно относящийся к своей квази-столичной роли — бесконечно доброжелателен к притязаниям Перми на культурное господство. Пермь — вторая культурная столица? Очень хорошо. Даже первая? Замечательно! Так говорит большинство образованных петербуржцев, услышав о пермской культурной стратегии.
Если от сопоставления с Москвой (даже микроскопического, даже случайного, даже подспудного) Санкт-Петербург вздрагивает, нервно озираясь и тщетно соревнуясь в столичной «гонке вооружений», то от сравнения с активно бурлящей в наши дни Пермью город ни на секунду не чувствует себя уязвленным. У Петербурга нет потребности доказывать и подтверждать своё культурное значение. Это аксиоматическая данность. Даже если город займётся культурным самоубийством (а попытки время от времени случаются) или подвергнется нашествию варваров (тоже достаточно исторических примеров), масштабную культурную ткань его жизни уничтожить удастся не сразу.
Одним из самых интересных событий был «круглый стол» «Культурный альянс» при поддержке партии «Единая Россия». Идеологи и практики «пермской культурной революции» — Марат Гельман, Борис Мильграм — делились опытом с регионами, желающими войти в расширенный альянс. Приехали представители Твери, Пскова, Казани, Ульяновска. Несколько часов руководители региональных культурных ведомств общались друг с другом, пытаясь нащупать точки соприкосновения и наметить колею, по которой можно начать двигаться.
Это межрегиональное совещание было неординарным по форме, стилю и содержанию. Представьте себе — воскресенье, единственный выходной на удлинённой рабочей неделе. Все падают с ног от усталости. Но всё-таки горстка одержимых профессионалов собирается на площади искусств в Михайловском театре и увлечённо работает.
Модерировал собрание заместитель главы администрации губернатора Пермского края Николай Новичков. Делал это очень мягко и деликатно. Регламент элегантно соблюдался, а в остальном всё проходило будто само собой.
Новичков сделал красивый демократичный жест, пригласив журналистов за один стол с чиновниками, сделав их равноправными партнёрами обсуждения. Для чопорного и церемониального Петербурга формат весьма неожиданный и приятный. По сути, это было не рабочее совещание, а некий совместный творческий поиск.
Антон Губанков отметил, что чувствует, как «буднично присутствует при исторических событиях». Он считает, что через такие эксперименты, как проект «Культурный альянса Пермь — Питер» и «закладывается основа современной культурной политики всей страны». Но, несмотря на всю свою жантильную дружелюбность, упрекнул «культуртрегеров» в стилистически некорректном, избыточно пролетарски-матросском назывании Петербурга Питером. Действительно, сравнительно недавно наметился тренд — возмущаться этим устоявшимся исторически уменьшительным именем города.
Идеологи «культурного альянса» (он существует как программа сотрудничества двух городов — Перми и Петербурга, с одной стороны, и как один из проектов партии «Единая Россия») подробно, вдумчиво и обстоятельно рассказали о методологии и технологиях культурных революций пермского образца.
Оказывается, провокация, скандал, конфликт — это не побочный эффект нововведений, а один из базовых инструментов актуализации культурного процесса. Благодаря последовательности «культурных шоков» даже мощное недовольство людей работает в плюс: противники новых веяний запускают свои проекты, увеличивается творческая конкуренция, создается общественный резонанс. Оказывается, самоназвание Перми как культурной столицы страны тоже было PR-провокацией.
Руководители «альянса» объяснили, что каждый город, регион России, выбравший приоритетом культуру как градообразующий фактор, должен найти в расширяющемся межрегиональном культурном обмене своё уникальное лицо, особую функцию. Никто не должен дублировать, копировать друг друга.
Участники «круглого стола» делились наболевшим: в Пскове вызвала бурный протест населения масштабная постановка классической оперы Римского-Корсакова «Псковитянка», в Твери десантники опасаются гей-парадов, а в Ульяновске глубоко переживают потерю «звёздного статуса», ибо в наши дни родина Ленина не нужна даже коммунистам.
Впечатления от такой рабочей группы совершенно фантастические: сидят чиновники и представители правящей партии. И это — живые, образованные люди, которые болеют за своё дело, хорошо его знают и создают уникальные явления в режиме реального времени. Здесь и сейчас. Дай бог, чтобы такой «заговор культурных министров» помог всем нам — и в Перми, и в Санкт-Петербурге, и во всей России — почувствовать себя единой страной с разными городскими лицами и судьбами.
Автор публикации:
Постоянный адрес публикации в сети Интернет:
Размещено в Публикации