Запоют по-новому
Фев - 4 - 2015Запоют по-новому
Как сообщил «Новому компаньону» прежний художественный руководитель театра Георгий Исаакян, с 1 января 2011 года он уже не является в театре главным режиссёром. О досрочном прекращении полномочий Исаакяну сообщил директор театра Анатолий Пичкалёв, сославшись на мнение Курентзиса, — новый худрук считает, что «должность главного режиссёра в музыкальном театре не является необходимой». Кроме того, Курентзис намерен упразднить должность главного художника, поскольку все приглашённые режиссёры будут приезжать со своими командами. (Исаакян планировал к фестивалю «Дягилевские сезоны» в мае 2011 года поставить в театре оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок» в форме политического памфлета, однако этим планам не суждено сбыться).
Для выведения театра «на мировой уровень», согласно концепции Курентзиса, необходимо решить три основные задачи:
- реформировать структуру оркестра, хора и оперной труппы;
- перевести театр из репертуарного формата в формат «стаджионе» в сочетании с «блочным» принципом построения репертуара;
- принципиально укрепить и расширить творческие связи с европейскими оперными театрами.
Для выполнения первой из трёх сформулированных задач новый художественный руководитель намерен наряду с уже существующими оркестром и хором создать в театре оркестр Musica Aeterna и хор New Siberian Singers, которые будут исполнять премьеры оперных постановок, симфонические концерты, а также часть идущего в театре репертуара. Эти коллективы будут «сформированы из российских и европейских музыкантов высочайшего уровня», способных исполнять музыку от средних веков до XXI века. В первый год работы Курентзис намеревается создать оркестр «бетховенского» состава в количестве 69 человек, в 2012 году оркестр будет расширен до 85 человек, чтобы исполнять более новую музыку — от Вагнера до современности.
Следует отметить, что и оркестр Musica Aeterna, и хор New Siberian Singers фактически уже существуют: они работали до сих пор вместе с Курентзисом в Новосибирском театре оперы и балета. В настоящее время артисты оркестра уже начинают переезжать в Пермь. Странно, но, похоже, до сих пор никто не посоветовал маэстро сменить название хора: «Сибирские певцы» на Урале — звучит нелепо, особенно учитывая географическую неосведомлённость большинства москвичей (не говоря уж об иностранцах), многие из которых и без того уверены, что Пермь находится «где-то в Сибири».
С оркестром Musica Aeterna Курентзис намерен осуществлять по две оперные постановки в сезон с приглашёнными (преимущественно из Европы) режиссёрами. Предполагается, что это будут «совместные» постановки, рассчитанные на исполнение не только на площадке Пермского театра оперы и балета, но и на сценах других российских и европейских оперных театров. Ещё по одной оперной премьере в сезон будет делать приглашённый дирижёр.
В течение сезона 2011-2012 годов Курентзис предполагает подготовить со своим оркестром шесть симфонических концертных программ, ещё два или три концерта проведут приглашённые дирижёры. В дальнейшем новый худрук театра планирует осуществлять по четыре собственных симфонических программы в год и четыре-пять под управлением «приглашённых дирижёров мирового уровня».
Кроме того, планируется передать оркестру Musica Aeterna исполнение части оперных и балетных спектаклей, идущих сейчас в репертуаре театра, «с целью радикального повышения их художественного уровня».
Для «нормальной работы оркестра» предполагается в течение 2011-2012 годов приобрести музыкальные инструменты в полном объёме, как современные, так и аутентичные — для исполнения старинной музыки.
Что касается имеющихся в настоящее время в театре оркестра и хора, то они будут постепенно реформироваться, с расчётом на то, что к 2015 году их состав обновится за счёт «молодых, хорошо подготовленных музыкантов».
«Старый» оркестр театра в постепенно обновляющемся составе в ближайшие годы будет задействован в исполнении имеющегося сейчас репертуара и в премьерах балетных постановок. К работе с оркестром будут привлечены «новые выдающиеся российские дирижёры».
По мнению Курентзиса, состав солистов, работающих сегодня в театре, «не соответствует мировому уровню и не отвечает требованиям для создания нового театра. Из труппы, которая есть сейчас, лишь несколько певцов могут профессионально исполнять оперные партии». Новые примы и премьеры будут приглашены в коллектив со стороны. В настоящее время переговоры идут с 16 певцами.
Хор New Suberian Singers первоначально будет состоять из 24 человек. В 2012 году хор должен быть увеличен до 40 человек. Тот хор, который работает сейчас, должен за счёт привлечения «лучших вокалистов из пермских хоровых коллективов улучшить качество исполнения спектаклей». Курентзис считает, что состав хора нужно «омолодить»: на сегодня из 54 хористов 13 человек — пенсионного возраста.
Теодор Курентзис уверен, что «на сегодняшний день театр не соответствует мировым стандартам как по репертуарной политике, так и по качеству выпускаемой продукции.
Но есть достоинства и традиции, которые необходимо сохранять, поддерживать и развивать. Речь идёт о пермском балете». Для развития балетной труппы новый худрук планирует расширить состав кордебалета, а также приглашать выдающихся современных хореографов и солистов. Кроме того, «музыкальное оформление балетных спектаклей должно быть поднято на высокий профессиональный уровень».
Из 25 спектаклей оперного репертуара многие, «к сожалению, морально устарели и не соответствуют тому высокому художественному уровню, на котором мы хотим видеть театр». В течение первых двух сезонов работы Курентзиса планируется убрать из репертуара несколько «не соответствующих современным европейским стандартам оперного искусства спектаклей», остальные спектакли (кроме детских) будут исполняться на языке оригинала. «Критерием сохранения спектакля будет являться художественная ценность постановки (режиссуры)».
Переход к театру «стаджионе» будет проходить по следующей схеме: все оперные премьеры начиная с сезона 2011-2012 годов уже будут идти в новом формате, что предполагает длительный репетиционный период, и затем исполнение серии из пяти-семи спектаклей один-два раза в сезон «с приглашёнными солистами мирового уровня». Спектакли старого репертуара исполняются блоками по три-четыре спектакля в течение недели, после чего не исполняются достаточно длительное время (от двух до шести месяцев). По тому же принципу исполняются балетные спектакли. Для расширения связей с европейскими оперными театрами и «поднятия престижа театра во всём мире» предлагается развитие копродукции с лучшими европейскими оперными театрами, гастрольная деятельность на лучших площадках мира, в том числе участие в престижных фестивалях как в России, так и за рубежом, приглашение режиссёров, дирижёров, солистов с мировыми именами, осуществление аудио- и видеозаписей концертов и спектаклей театра и их издание на ведущих мировых рекорд-лэйблах, а также создание собственного рекорд-лэйбла.
Планируется также пересмотреть работу отдела маркетинга и общественных связей. «Вся рекламная продукция тетра должна быть направлена на освещение работы театра на уровне лучших мировых стандартов». Курентзис планирует создание собственного периодического издания театра, а также качественной библиотеки (включая нотную) и фонотеки, доступных как сотрудникам театра, так и студентам пермских вузов.
В качестве приложения к своей концепции Теодор Курентзис представил план работы театра до 2013 года включительно. Первое появление маэстро перед пермской публикой планируется на 10 февраля 2011-го, когда состоится симфонический концерт, в программе которого симфонии Моцарта №40 и №41.
До конца сезона Курентзис намерен подготовить ещё один концерт с приглашённым солистом.
Первая оперная премьера планируется на середину сентября 2011 года. Курентзис и режиссёр Филипп Химмельман представят пермякам Cosi fan tutte («Так поступают все») Моцарта.
Согласно договорённости с Министерством культуры Пермского края, Теодор Курентзис обязуется проводить в Перми не менее 14 недель ежегодно.
Юлия БАТАЛИНА Постоянный адрес публикации в сети Интернет: